Соло для двоих

Solo_for_two_cover

A.Shirunov and N. Guseva, PRS-records, Russia, 2008 Works by: O.Messiaen, A.Piazzolla, P.Tchaikovsky, P.Makkonen, G.Gershwin, A.Shalaev, B.Precz, A.Astiér

quoteicon Очередная жемчужина русского
аккордеона, сольное качество в «двойной упаковке». Это нельзя пропустить!
Музыка: ★★★★★
Звук: ★★★★★
akkordeon_magazin_logo_70

«Соло для двоих» — Александр Ширунов  и Надежда Гусева (аккордеон).

«Этот диск должен быть в вашей коллекции, если вы хотите иметь возможность слышать абсолютно потрясающую игру на аккордеоне двух молодых музыкантов из Санкт-Петербурга. Оба музыканта — лауреаты многочисленных наград не только в составе дуэта, но и как солисты.

Вы сразу же поймете, почему, как только послушаете эту запись. Обложка компакт-диска гласит: «Исполненная словно на одном дыхании музыка становится вдохновенным «Соло для двоих»». Можно не догадаться, что играют двое — настолько высокий музыкальный уровень демонстрируют исполнители.

Моей немедленной реакцией после прослушивания композиции, открывшей альбом, явилось глубочайшее уважение. «Dieu parmi nous» — сложнейшая 9-я Медитация Оливье Мессиана из цикла «Рождение Господа», написанная в 1935 г., в исполнении этих двух музыкантов способна вызвать трепет.

Эта пьеса еще более вдохновляет, с точки зрения постоянно расширяющихся возможностей аккордеона, когда исполняется настоящими артистами. Одно это произведение в исполнении молодых музыкантов стоит целого диска. Однако, забегая вперед, добавлю, что не менее интересными для слушателя будут и другие замечательные композиции, вошедшие в альбом. Итак, обязательно прибавьте громкость, и вы услышите звучание органа собора La Sainte Trinité в Париже, на котором играет сам автор… или известный виртуоз Жан Ален на одном из своих органных концертов…

Это действительно выдающееся исполнение музыкального произведения, чрезвычайно трудного во всех смыслах. Сложно здесь обойти вниманием автора, его жизнь и вклад в историю музыки. Желающие могут не один час провести в изучении ритмов, в основе концепции которых — древняя индийская теория, и композиторской техники, примененной автором в этом произведении: Мессиан посвятил 11 лет своей жизни обучению в Парижской консерватории, где занимался композицией у П.Дюка и органом у М.Дюпре. Действительно, «Dieu parmi nous» дает возможности для глубокого музыкального анализа, помимо абсолютной радости от прослушивания, которую Ширунов и Гусева дают с избытком.

Переходя к остальному репертуару на диске, я должна выразить глубокое восхищение в адрес польского композитора Богдана Преча (1960-1996), чья известная пьеса «3-3-2» также вошла в этот альбом. Как же повезло аккордеонному репертуару с произведениями этого автора! Дуэт вновь демонстрирует ярчайшее и по-настоящему волнующее исполнение этой замечательной композиции. Здесь присутствует всё — ритмические акценты, необычайная энергия и захватывающая динамика, и если вы — один из тех, кто может оценить безупречное владение мехом, вы найдете подобные примеры в этой пьесе.

Во всем мире популярна музыка американского композитора Джорджа Гершвина (1898-1937). Многие из его произведений исполняются в переложении для различных инструментов, как, например, непретенциозные «Три Прелюдии для Фортепиано» (1926), обработку которых для скрипки сделал однажды Яша Хейфец. Именно в этой транскрипции звучит гершвиновский цикл в исполнении Ширунова и Гусевой. Прелюдии написаны в джазовой манере, однако обнаруживают интерес композитора в том, чтобы представить материал в узнаваемой классической форме. Это не интерпретация свинга, но — джаз и блюз 1920-х годов — именно тогда и были написаны три пьесы. (Кстати говоря, для тех, кто любит подобные истории: у Хейфеца был собственный аккордеон, на котором он выучился играть несколько пьес. Примечательно, что левая клавиатура у этого инструмента была фортепианного типа. После смерти Хейфеца аккордеон был передан его хорошему другу, известному и одному из самых записываемых аккордеонистов и дирижеров Голливуда — Карлу Фонтина [Carl Fontina], в семье которого он и хранится по сей день).

Андре Астье (1923-1994) сочинил множество произведений для аккордеона, позволяющих исполнителю отточить техническое мастерство. Исполнение дуэтом его пьесы «La Tempête» более чем доказывает, почему она столь популярна, и объясняет, почему именно она выбрана в качестве заключительного произведения альбома.

Каждое произведение дает массу поводов для восхищения. Замечательна работа по выбору регистров. Совершенно изысканно, например, звучит голос «пикколо» в пьесе Шалаева. На протяжении всего альбома — множество подобных примеров, когда не только сам набор регистров, но и способы их применения говорят нам многое об этих удивительно талантливых исполнителях. Отдельное впечатление производит глубина художественной интерпретации. Даже в бравурных пассажах отсутствует какое-либо напряжение. Динамический размах, от деликатного pianissimo до грандиозного fortissimo, демонстрирует пристальное внимание музыкантов к этому важнейшему выразительному аспекту.

Астор Пьяццолла (1921-1992) представлен поэтической пьесой «Ave Maria» и захватывающим «Meditango» — в обоих произведениях мы находим неотъемлемые для этой музыки эмоции страсти и пылких душевных переживаний. «Марш», «Танец феи Драже» и «Трепак» — три танца из сюиты из балета «Щелкунчик», Op. 71 П.И. Чайковского (1840-1893) — исполнены превосходно. «Трепак» особенно захватывает воображение, благодаря выбранному блестящему, стремительному темпу.

«Как лебеди» — пьеса современного финского композитора Петри Макконена (1967) обаятельна в своей красоте и воздушной одухотворенности. Это одна из лучших современных композиций для аккордеона.

Альбом «Соло для двоих», охватывающий в своем репертуаре множество стилей, дарит совершенный восторг от прослушивания. Музыканты — Александр Ширунов и Надежда Гусева — заслуживают самой большой похвалы».

Дж.К.Соммерс, Президент Международной Гильдии Аккордеонистов и Преподавателей (США), 25.11.2008. See the original.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Этот альбом можно приобрести в виде MP3-файлов высокого качества, с помощью:

paypal_logo